На последних торгах аукционного дома Bonhams в Лос-Анджелесе был выставлен зеленый демантоид весом 9,86 карата с эстимейтом $65–75 тыс. Происхождение камня — Намибия, именно этим объясняется столь низкий эстимейт для камня такого размера: демантоиды свыше 3 каратов встречаются крайне редко, и на них ведется настоящая охота. Но африканские камни не очень интересны коллекционерам — они часто «гретые» (как и этот лот, который в итоге не был продан) и не обладают характерным травяным оттенком. Хотя именно открытие месторождения «Зеленый дракон» в Намибии в 1990-х возродило славу «исключительно русского камня», как называл его академик Ферсман.
Зеленый камень из группы гранатов был открыт на Урале в середине XIX века, и в 1860-х подробно описан Нильсом Норденшельдом, шведским минералогом, работавшим на Демидовских заводах. Он же дал минералу имя «демантоид» (в переводе — «алмазоподобный»). В 1880-х демантоид получил широкую ювелирную известность и прописку в шкатулках российской и европейской знати, однако в первой четверти ХХ века впал в немилость и забвение. Похоже, его слава дошла до нас благодаря «Гранатовому браслету» Куприна, где княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, получает в подарок браслет: «Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната — зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».
Самое крупное российское месторождение демантоидов с узнаваемым сочным травянисто-зеленым цветом (благодаря примесям хрома и железа) было обнаружено рядом с селом Полдневая на Среднем Урале. Полдневской демантоид отличает не только яркий оттенок, но и особое сияние, «бриллиантовая игра». Для уральских экземпляров характерны «конские хвосты» — волокнистые вкрапления золотисто-желтых кристаллов биссолита, и это тот редкий случай, когда включения не удешевляют камень, а, наоборот, делают его более ценным. На аукционах украшения с такими камнями легко и быстро пробивают потолок в полмиллиона долларов, как это было несколько лет назад на Christie’s, где пара серег с крупными демантоидами была продана за $760 тыс.
Сегодня с демантоидами активно работает Fabergé — в свое время именно мастерская Карла Фаберже выпустила больше всего драгоценных предметов с зеленым самоцветом для царской семьи и императорского двора, так что можно считать демантоид одним из генетических кодов бренда с русскими корнями. Встречается уральский минерал и у других марок — от Tiffany & Co. (в последних собраниях Blue Book) до независимых русских ювелиров Ilgiz F., Epic Jewellery, Liza Borzaya.